Государство


Административное деление
Польша - унитарное государство. С января 1999 г. в Польше введена трехступенчатая система административно-территориального деления: воеводства - повяты - гмины.

Воеводств всего 16 - Нижнесилезское (столица Вроцлав), Куявско-Поморское (Быдгощ), Любельское (Люблин), Любуское (Зелёна-Гура), Лодзинское (Лодзь), Малопольское (Краков), Мазовецкое (Варшава), Опольское (Ополе), Подкарпатское (Жешув), Подляское (Белосток), Поморское (Гданьск), Свентокшиское (Кельце), Силезское (Катовице), Варминско-Мазурское (Ольштын), Великопольское (Познань), Западнопоморское (Щецин), а также 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов) и 2489 гмин.

Гмины – начальная административная единица.
Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. Исполнительной властью в сельских гминах является - вуйт, в малых и средних городах - бургомистр, а в крупных – президент.

В вопросы гмины входят, в частности: начальные школы, детские сады, библиотеки, дома культуры, местный транспорт, гминные дороги, управление рынками, здравоохранение. Гмина отвечает порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства.

В сферу обязанностей повятов включены все локальные вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание дорог. Гмина и повят решают все административные вопросы их жителей. Таким образом граждане избавляются от необходимости ездить в воеводский центр для решения административных проблем.
Подробнее...
 
Государственное устройство
В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой.

Нынешняя конституционная система Польши сложилась в результате серии реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г. была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы государства - Президента, избираемого Национальным собранием Польши.

Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г., фактически изменили характер основ общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным формам собственности, ввели принцип политического плюрализма. Осенью 1990 г. в Конституцию были внесены изменения, касающиеся выборов Президента. Глава государства стал избираться непосредственно гражданами страны. Значительным этапом явилось принятие 17 октября 1992 г. Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властями, а также территориальном самоуправлении, получившего название Малой конституции.

Высшую законодательную власть в Польше осуществляет Сейм и Сенат
(фактически это две палаты единого представительского органа власти, именуемого в отдельных случаях Национальным собранием, например, при принятии новой конституции); как правило, польский парламент именуется как Сейм и Сенат. Сейм и Сенат избираются на 4 года, выборы в них происходят одновременно.

До конституционных поправок 1989 г. парламент состоял из одной палаты - cейма, члены которого избирались на 4-летний срок.
 
C начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 г. в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 г. - 870 кандидатов.
Подробнее...
 
Политические партии
До 1989 г. государственная власть в Польше контролировалась Польской объединенной рабочей партией (ПОРП). Ее партнерами являлись Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия. ПОРП возникла в 1948 г. в результате слияния Польской рабочей партии и Польской социалистической партии. Демократическая партия была приспешницей ПОРП; Объединенная крестьянская партия играла реальную роль в защите интересов польских крестьян, особенно в 1980-х годах, когда появление «Сельской солидарности» дало ей бoльшую свободу от ПОРП.

В конце 1970-х годов при поддержке оппозиционно настроенной интеллигенции рабочие создали массовое независимое профсоюзное движение «Солидарность», которое добилось права на проведение забастовок и самоуправление. Под руководством Леха Валенсы «Солидарность» стала массовой оппозиционной партией, оспаривавшей главенствующую роль ПОРП в политической жизни Польши.

В апреле 1990 г. внутри «Солидарности» произошел раскол, в результате чего «Солидарность» распалась на несколько политических движений, от националистических групп правого толка до новых рабочих профсоюзов на левом фланге.

В 1994 г. Демократический союз и Либерально-демократический конгресс объединились в Союз свободы, а в 1996 г. более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» (ИБС).

«Гражданская платформа» представляет собой правоцентристскую консервативно-либеральную партию. Она создана в 2001-2002 гг. на основе избирательного блока «Солидарность» и либерального «Союза свободы», председатель - Дональд Туск.
Подробнее...
 
Профсоюзы и общественные организации
Ведущие организации деловых кругов: Совет польского бизнеса, объединяющий крупных предпринимателей, и Business Center Club, в который входят средние и мелкие бизнесмены.

В 2002 г. в Польше были зарегистрированы 36,5 тыс. общественных объединений, свыше 5 тыс. фондов. Основными сферами их деятельности являются спорт (36,5% организаций), просвещение, образование (12,4%), здравоохранение, помощь инвалидам (11,6%).

Независимый самоуправляющийся профессиональный союз «Солидарность», созданный в 1980 г. и восстановленный в 1989 г., насчитывает около 1,2 млн. членов. Председатель Всепольской комиссии профсоюза - Януш Снядэк. В 1983 г. образовано Всепольское соглашение профессиональных союзов (ВСПС), объединяющее свыше 100 отраслевых организаций и около 3 млн. членов. Председатель ВСПС - Мачей Маницкий.
 
Вооруженные силы
Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992 г.

Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии - 12 месяцев. В 1997 г. в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. человек. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160–180 тыс. человек. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными.
 
Внутренняя и внешняя политика
Внутренняя политика в 1990-е гг. преследовала цели создания стабильно функционирующей демократической политической системы, проведения рыночных реформ и повышения благосостояния населения. С учётом опыта развитых стран была осуществлена реформа конституционного, гражданского, хозяйственного и уголовного права. К настоящему времени основные демократические институты функционируют как саморегулирующиеся механизмы.
 

Книги о Польше
Стратегия Гитлера - путь к катастрофе. 1933-1945. Исторические очерки, документы и материалы. Том 2. Развертывание борьбы за господство в Европе. 1939-1941
Дашичев В.И.
Стратегия Гитлера - путь к катастрофе. 1933-1945. Исторические очерки, документы и материалы. Том 2. Развертывание борьбы за господство в Европе. 1939-1941

Польский
Мочалова Т.С.
Польский "с нуля"

Польша
Черневич-Умер Тереза
Польша

Гитлеровская Европа против СССР. Неизвестная история Второй мировой
Шумейко И.Н.
Гитлеровская Европа против СССР. Неизвестная история Второй мировой