Государственное устройство
В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой.

Нынешняя конституционная система Польши сложилась в результате серии реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г. была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы государства - Президента, избираемого Национальным собранием Польши.

Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г., фактически изменили характер основ общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным формам собственности, ввели принцип политического плюрализма. Осенью 1990 г. в Конституцию были внесены изменения, касающиеся выборов Президента. Глава государства стал избираться непосредственно гражданами страны. Значительным этапом явилось принятие 17 октября 1992 г. Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властями, а также территориальном самоуправлении, получившего название Малой конституции.

Высшую законодательную власть в Польше осуществляет Сейм и Сенат
(фактически это две палаты единого представительского органа власти, именуемого в отдельных случаях Национальным собранием, например, при принятии новой конституции); как правило, польский парламент именуется как Сейм и Сенат. Сейм и Сенат избираются на 4 года, выборы в них происходят одновременно.

До конституционных поправок 1989 г. парламент состоял из одной палаты - cейма, члены которого избирались на 4-летний срок.
 
C начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 г. в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 г. - 870 кандидатов.
В феврале - апреле 1989 г. прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента - сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма.

Сенат состоит из 100 депутатов (сенаторов), которые избираются по мажоритарной системе; Сенат является органом представительства административно-территориальных единиц – воеводств. Выборы в Сенат - всеобщие, непосредственные и проводятся тайным голосованием.

Сейм состоит из 460 депутатов, которые избираются по комплексной системе пропорционального представительства; 69 из них избираются по всепольскому избирательному округу (то есть по партийным спискам в масштабе всей страны), 391 – по партийным спискам в территориальных округах; Сейм представляет интересы всего народа.

Сейм и Сенат избираются на четырехлетний срок полномочий. Срок полномочий Сейма и Сената начинается в день собрания Сейма на первое заседание и длится до дня, предшествующего дню собрания Сейма следующего созыва.

Выборы в Сейм и Сенат назначаются Президентом Республики не позднее чем за 90 дней до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на 30-дневный период до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената.

Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 21 года. Избираться в Сенат может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 30 лет.

Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии, а также избиратели. Нельзя баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат. Действительность выборов в Сейм и Сенат подтверждается Верховным Судом.

Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обращаться в Верховный Суд с протестом против действительности выборов.

Депутат не может быть привлечен к ответственности за свою деятельность, входящую в сферу осуществления депутатского мандата, ни в период его действия, ни после его погашения. За такую деятельность депутат отвечает исключительно перед Сеймом, а в случае нарушения прав третьих лиц может быть привлечен к судебной ответственности только с согласия Сейма.

Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства - в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов.
Сейм может сократить срок своих полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов общего числа депутатов. Такое постановление одновременно сокращает срок полномочий Сената. Президент Республики, заслушав мнения маршала Сейма и маршала Сената, может (в определенных Конституцией случаях) досрочно прекратить полномочия Сейма и, соответственно, Сената, объявив о проведении новых выборов.

Сейм постановляет о принятии законов обычным большинством голосов в присутствии не менее половины общего числа депутатов, поскольку Конституция не предусматривает иного. Закон, постановленный Сеймом, передается в Сенат. Сенат может принять его без изменений, постановить о поправках или об отклонении в целом. Если Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, он считается постановленным в редакции Сейма. Постановление Сената, отклоняющее закон, или предложенная поправка считается принятой, если Сейм не отклонит ее абсолютным большинством голосов.

Сейм и Сенат ведут обсуждения на заседаниях. Первые заседания Сейма и Сената созываются Президентом Республики на день, приходящийся на 30-дневный период со дня выборов Сейм избирает из своего состава Маршала Сейма и вице-маршалов. Маршал Сейма председательствует на обсуждениях в Сейме, стоит на страже прав Сейма, а также представляет Сейм вовне.

Сейм назначает постоянные комиссии, а также может назначать чрезвычайные комиссии. Сейм может назначить следственную комиссию для расследования определенного дела.

Заседания Сейма открытые. Если этого требует благо государства, Сейм может абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов постановить о проведении закрытых обсуждений. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту Республики и Совету Министров. Законодательная инициатива принадлежит также группе из не менее чем 100 000 граждан, имеющих право избирать в Сейм. Порядок производства по этому делу определяется законом. Инициаторы, внося в Сейм проект закона, представляют финансовые последствия его исполнения.

Высшую исполнительную власть осуществляет правительство (Совет министров) Республики Польша; правительство Польши формируется совместно президентом и Сеймом. Согласно Конституции Совет министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Республики. Совет министров обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует работу органов правительственной администрации, постановляет о проекте бюджета государства и руководит его исполнением, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства и публичный порядок, заключает международные договоры, требующие ратификации, утверждает и денонсирует иные международные договоры.

В состав Совета министров входят: Председатель Совета министров, министры, вице-председатели Совета министров, председатели определенных в законах комитетов.

Президент Республики выдвигает кандидатуру Председателя Совета министров (который предлагает состав Совета министров), назначает Председателя и остальных членов Совета министров в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма или принятия отставки предыдущего Совета министров. Председатель Совета министров в течение 14 дней со дня назначения представляет Сейму программу деятельности правительства с просьбой предоставить ему вотум доверия. О вотуме доверия Сейм постановляет абсолютным большинством голосов. В случае его непредоставления Сейм самостоятельно избирает Председателя Совета министров и предложенных им членов правительства абсолютным большинством голосов. Президент назначает избранный таким образом Совет министров и принимает присягу его членов.

Если Сейм не может сформировать правительство самостоятельно, Президент в течение 14 дней снова назначает Председателя Совета министров и по его предложению – остальных членов правительства. Если в таком случае Сейм в течение 14 дней не предоставит вотум доверия Совету министров простым большинством, Президент назначает досрочные парламентские выборы
Члены Совета министров несут перед Сеймом солидарную ответственность за деятельность правительства, а также индивидуальную - за дела, подлежащие их компетенции или порученные им Председателем Совета министров. Сейм выражает Совету министров вотум недоверия по предложению, внесенному не менее чем 46 депутатами и указывающему имя нового кандидата в Председатели («конструктивный» вотум недоверия). Если постановление Сеймом принято, Президент принимает отставку Совета министров, назначает избранного Сеймом Председателя  и по его предложению - остальных членов Совета министров. Вотум недоверия может быть выражен и министру.

Председатель Совета министров может обратиться к Сейму с просьбой о выражении правительству вотума доверия.
Президент Республики по предложению Председателя правительства производит изменения в его составе.

Председатель Совета министров заявляет об отставке правительства на первом заседании новоизбранного Сейма, а также в случае: 1) непринятия Сеймом постановления о вотуме доверия Совету министров, 2) выражения Совету министров вотума недоверия, 3) отставки Председателя Совета министров.

Глава Польского государства – президент. Он избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз.

Пост президента был восстановлен по решению «круглого стола», и в 1989 г. Национальное собрание избрало первым президентом страны Войцеха Ярузельского, находившегося на этом посту до декабря 1990 г.

Президентом может быть избран польский гражданин, который не позднее дня выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами на выборах в Сейм. Кандидата выдвигают не менее 100 000 граждан, обладающих правом избирать в Сейм. Считается избранным Президентом Республики кандидат, который получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получает требуемого большинства, на четырнадцатый день после первого голосования проводится повторное голосование. При повторном голосовании выбор производится между двумя кандидатами, которые при первом голосовании получили наибольшее в порядке очередности число голосов.

Срок полномочий Президента Республики начинается в день вступления его в должность. Выборы назначаются Маршалом Сейма на день, который приходится на период не ранее 100 дней и не позднее 75 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Республики, а в случае освобождения должности Президента Республики - не позднее четырнадцатого дня после освобождения должности с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на период в 60 дней со дня назначения выборов.

Действительность выборов подтверждается Верховным Судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обратиться в Верховный Суд с протестом против действительности выборов Президента Республики.

По Конституции 1997 г. президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, ратифицирует и денонсирует международные договоры, о чем уведомляет Сейм и Сенат, назначает и отзывает полномочных представителей Республики, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначает и отзывает послов, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. При осуществлении своих внешнеполитических полномочий Президент взаимодействует с Председателем Совета министров и компетентным министром.

Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами Польши. Он назначает на высшие воинские должности, присваивает воинские звания, отдает приказ о мобилизации, награждает орденами и медалями, предоставляет польское гражданство, применяет право помилования.

Президент Республики, используя свою конституционную и законную компетенцию, издает официальные акты, которые требуют для своей действительности подписи (контрасигнации) Председателя Совета министров. Не требуют контрасигнации акты Президента о: назначении выборов в Сейм и Сенат; сокращении срока полномочий Сейма в случаях, определенных в Конституции; назначении общепольского референдума, а также подписание закона или отказ подписать его, выдвижение кандидатуры и назначение Председателя Совета министров, принятие отставки Совета министров и поручение ему временно исполнять обязанности, награждение орденами и отличиями, назначение судей, в том числе высших.

Вспомогательным органом Президента Республики является Канцелярия Президента Республики. Президент Республики издает положение о Канцелярии, а также назначает и отзывает Начальника Канцелярии Президента Республики.

Президент Республики предоставляет польское гражданство и выражает согласие на отказ от польского гражданства, награждает орденами и отличиями, применяет право помилования. Право помилования не применяется к лицам, осужденным Государственным Трибуналом, может обращаться с посланием к Сейму, к Сенату или к Национальному Собранию.
 
« Пред.   След. »

Книги о Польше
Тайна Катыни, или Злобный выстрел в Россию
Швед Владислав
Тайна Катыни, или Злобный выстрел в Россию

Польско-русский и русско-польский словарь: около 11 000 слов в каждой части
Ковалева Г.В.
Польско-русский и русско-польский словарь: около 11 000 слов в каждой части

Польша. Тысячелетнее соседство
Крушельницкий Е.Л.
Польша. Тысячелетнее соседство

Русско-польский разговорник
Андерс-Бобова Я.
Русско-польский разговорник